Сегодня все пишут тотальный диктант. Мне уже давно хотелось попробовать его написать, но как - то не получалось. Вот и сегодня бы не вышло, в деревне его не проводят, а в город возможности попасть именно сегодня нет. Хорошую новость узнала буквально накануне: можно писать онлайн! Зарегистрировалась и... написала!
Да, в школе были пятёрки, ну уж твёрдая четвёрка - точно. Конечно, забываю многое со временем (наверное, именно то, где были нетвёрдые знания), но вроде много ещё и помню) Хотелось бы четвёрку, скажу честно, но реальность такова - трояк! Но я, конечно, всё равно довольна тем, что писала. Разбираю, повторяю, мозги работают, а это в любом случае неплохо.
Настя тоже захотела попробовать, я ей потом продиктую сама, посмотрим, что получится)
Ниже то, что написала. Зелёным выделены пунктуационные ошибки, розовым - орфографические. А ещё ниже - оценка и разбор полёта), которые появились сразу после нажатия на кнопку "проверить". И мои комментарии, как я докатилась до такой жизни)))
Это первая часть, писалась в 8 утра по Москве. Всего их три, то есть писать можно три раза (тексты разные). Я уже написала и вторую (тоже трояк, но текст показался сложнее, чем первый). Через час буду писать третью часть, интересно невероятно.
Утро
Каждое утро, ещё при свете звёзд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лёжа под толстой стёганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки, текущие где-то вокруг него и поверх него, чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры, зимой тяжёлые, густо замешанные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летом вялые, сухие, вперемешку с пылью и лёгким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.
Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать, вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищеный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и всё. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью, спеть что-нибудь задорное или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.
В шесть утра, тщательно одетый и причёсанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию: часовая на шести, минутная на двенадцати, что есть силы дёргал за верёвку, и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день.
Оценка
Орфографических ошибок — 3.
Пунктуационных ошибок — 4.
1, 2
Орфографическая ошибка+1
текущей
ЖИЗНИ КАКОЙ? - ТАКОЙ - ТЕКУЩЕЙ
(безударное окончание проверяется другим словом с тем же окончанием под
ударением; при проверке О=Е)
Написание буквы е на месте безударного гласного в
окончании проверяется подбором другого слова того же типа склонения с тем же
окончанием, в котором ударение падает на окончание, например: жизни какой? - такой, простой. При проверке
буквы о и е взаимно заменяют друг друга. Буква е употребляется после мягких и шипящих
согласных (в данном случае - после шипящего щ).
Мой комментарий)
Здесь почему - то не услышала, не поняла смысл, отнесла вместо жизни (текущей чужой жизни), к звукам (текущие звуки), из за этого следует и пунктуационная ошибка в этом предложении. Ведь показалось, что коряво звучит предложение, но не сообразила(
Пунктуационная ошибка+1
слышать – вычленял
Неверный знак препинания.
Мой комментарий)
Здесь так и не поняла, почему не нужна запятая. Я думаю, что разучился слышать, вычленял и пропускал - однородные члены предложения, выделяются запятой (только перед и запятая не ставится).
4
Орфографическая ошибка+1
чищенный
ДАВНО НЕ ЧИЩ-ЕНН-ЫЙ (причастие от глагола несовершенного вида чистить - что делать?, при котором есть зависимое слово давно; пишется две буквы н)
В полном страдательном
причастии прошедшего времени чищенный пишется две
буквы н, так как оно образовано от
глагола несовершенного вида чистить (что делать?) и при нем есть
зависимое слово давно.
Мой комментарий)
Здесь мой явный пробел( Нужно повторять правило.
5
Орфографическая ошибка+1
из-под
Сложные предлоги из-за, из-под пишутся через дефис.
Мой комментарий)
Опять пробел( Путаю, ох, путаю дефисное написание предлогов и частиц(
6
Пунктуационная ошибка+1
задорное, или
СПЕТЬ, ИЛИ ХЛОПНУТЬ, ИЛИ ЧИХНУТЬ(запятые
между однородными членами при повторяющихся союзах)
Однородные члены
предложения, между которыми стоят повторяющиеся союзы, разделяются запятыми.
При союзе или... или…запятая ставится перед
вторым и следующими членами предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных между собой союзами или бессоюзно
Мой комментарий)
Вот если бы или - или было между всеми однородными, то поставила бы запятые везде, а тут сначала просто перечисление, а потом добавляется или. Забыла, что здесь тоже запятая нужна: присоединиться, спеть, или хлопнуть, или чихнуть...
При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и ): Принесли букет чертополоха и на стол поставили, и вот передо мной пожар, и суматоха, и огней багровых хоровод. И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут.
При двукратном повторении союза и (если число однородных членов – два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения: Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам ; то же без обобщающего слова, но при наличии зависимых слов при однородных членах: Теперь уж можно было расслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды. Однако при отсутствии указанных условий при однородных членах предложения, образующих тесное смысловое единство, запятая может не ставиться: Кругом было и светло и зелено; И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
7
Пунктуационная ошибка+1
зенита, –
звук удара раздавался ровно
в тот момент, ПРИДАТОЧНОЕ, – и ни секундой позже
звук удара раздавался
ровно в тот момент, ПРИДАТОЧНОЕ, и ни секундой позже
(придаточное
стоит внутри главной части и выделяется парными
запятыми с обеих сторон)
Придаточное когда минутная стрелка касаласьциферблатного зенита стоит внутри главной
частизвук удара раздавался ровно
в тот момент ... – и ни секундой позже. Придаточное выделяется запятыми с
обеих сторон. Тире, отделяющее присоединительный член и ни секундой позже, не поглощает запятую. Каждый из знаков - и запятая,
и тире - ставятся по собственным правилам.
Мой комментарий)
Тут да, совсем неправильно, хотя бы запятую могла поставить)
Ну всё, пока писала - разбирала, час прошёл, пошла писать третий диктант.
P.S. По просьбе Натальи публикую третью часть (Ура! четвёрка!)
Вечер
…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками, мимо струганых заборов, мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок, мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…
Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.
Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из "Фауста", к примеру, язык желал, сказать же соседке: "А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!", - не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно; беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.
Орфографических ошибок — нет.
Пунктуационных ошибок — 3.
1
Пунктуационная ошибка+1
» –
Лишняя запятая.
2
Пунктуационная ошибка+1
затруднительно: беседовал
[Часть 1] : [Часть 2] (бессоюзное сложное предложение с отношениями причины)
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, так как вторая часть имеет значение причины, она отвечает на вопрос "Почему это было затруднительно проверить?" - Потому что он все реже беседовал с людьми. Между частями можно вставить подчинительный союз причины (так как, потому что, поскольку). В Полном академическом справочнике "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В.В.Лопатина допускается также постановка тире. Эталонным знаком в данном случае является двоеточие, тире ставить не рекомендуется, но не считается ошибкой. При постановке запятой, которая выражает отношения перечисления, утрачиваются отношения причины, поэтому запятая также не рекомендуется, но ошибкой не считается.
3
Пунктуационная ошибка+1
, — спокойная
При сочетании в тексте тире и запятой вначале ставится запятая (запятая закрывает впереди стоящую конструкцию), затем тире.
Между частями сложносочиненного предложения может стоять запятая и тире как единый знак препинания: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.). Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело. Употребление запятой и тире как единого знака препинания следует отличать от сочетания запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании: Кто знает, сколько придется пробыть в тайге, – и все время будет за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.) – запятая закрывает придаточную часть предложения, а тире разделяет части сложносочиненного предложения.
В сложноподчиненном предложении ставится запятая и тире, если предложение построено в виде периода, который всегда делится на две части – произнесенные с повышением и понижением тона (запятая и тире ставятся на месте деления): Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, – то , значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.). В таких предложениях главная часть часто имеет обобщающий характер и завершает перечисление впереди стоящих придаточных: Когда я оказывалась в лоне одесского семейства, когда слушала Микину скрипку, когда , плывя на спине, смотрела в глубокое небо, – всё становилось на свои места (Зерн.); Что горько мне, что тяжко было и что внушало прибыль сил, с чем жизнь справляться торопила, – я всё сюда и заносил (Тв.)