Впервые мы с Настей побывали в волшебном мире авторской выставки кукол два года назад и теперь уже традиционно ежегодно погружаемся в атмосферу волшебства, которую создают мастера и в которой куклы оживают и рассказывают нам свои истории...
Каждая выставка галереи наполняется особым смыслом, объединяется одной темой.
Наталья Аказина "Тыковка" и "Кабачок".
Эти герои появились благодаря сказке, Наталья изобразила в выставочном пространстве чердак, где раньше жила Золушка. Там до сих пор все предметы напоминают о ней: соломенная подстилка, старые корзины, керосиновая лампа и две собачки с печальными глазами, которые были когда - то обыкновенными тыковкой и кабачком...
"Все мы, конечно, знаем сказку о Золушке, в которой рассказывается, как фея и её помощник помогли Золушке попасть на бал. Фея превратила тыкву в карету, мышей в коня, а крысу в кучера. Появилось у Золушки и красивое платье с длинным шлейфом. А чтобы шлейф не волочился по земле, кому - то нужно было его нести. Тут добрый и догадливый помощник феи - крёстной сбегал в огород и принёс кабачок и небольшую тыковку, которые были превращены в маленьких собачек. На бал, конечно, нельзя идти без красивой одежды, поэтому со взмахом волшебной палочки у маленьких помощников появились наряды. И гордые, подняв шлейф, они сопроводили Золушку в карету, ведь они очень любили её за доброту и заботу и хотели отплатить ей тем же. С возвращением домой всё стало прежним: карета - тыквой, кони - мышами, кучер - крысой. Но только маленькие собачки Тыковка и Кабачок остались прежними, потому что помощник феи - крёстной только ещё учился. Собачки стали жить у Золушки. Они вели себя тихо - тихо, чтобы у хозяйки из - за них не было неприятностей. А когда принц нашёл свою возлюбленную и увёз во дворец, Тыковка и Кабачок остались жить на чердаке. Они и по сей день там, можете заглянуть."
Наталья Стукалова композиция "Бабочки"
Старый дом... То место, которое притягивает, придаёт силы, где хранятся воспоминания...
Выставка прошлого года - "Пять историй старого дома", где пять художников превратили выставочный зал в "старый дом" и... интересно, что же там, за этой дверью?
У меня много фотографий с этой выставки, поэтому пусть это сказочное пространство останется здесь как чудесное воспоминание...
Наша с Настей любимая автор - Татьяна Малушкина. Её куклы всегда сразу же привлекают внимание, они необыкновенные, возле них хочется постоять и помечтать, их хочется разглядывать ещё и ещё... И именно её белоснежная фея встретила здесь нас самой первой ...
"Наверное, каждый из нас помнит с детства колыбельную:
"В сказке можно покататься
На луне,
И по радуге промчаться
На коне,
Со слонёнком подружиться
И поймать перо жар-птицы…"
Когда я была маленькой, слова эти манили меня, и я красочно представляла себе все эти приключения. Я рисовала лошадок, скачущих по радуге, и жар-птиц. И в этот раз мне захотелось пофантазировать и пригласить в этот мир взрослых и самых маленьких, ведь все мы любим добрые сказки. Как можно прокатиться на луне? Да как на качелях, конечно! Моя маленькая сказочная героиня уже спускается к кроватке, куда вот-вот уже ляжет малыш и увидит её во сне."
Эта феечка понравилась нам больше всех. Я бы и сама не отказалась от того, чтобы такая кукла раскачивалась на луне в моей спальне. Что уж говорить о Насте!
Татьяна Малушкина композиция "Сказка на ночь". 2017 г. Fimo, шёлк, натуральный мохер, масляные краски, пастель, папье - маше, 90 и 50 см.
Ещё одна очень понравившаяся Насте композиция "Мелодия души", тоже Малушкиной.
Девочка со скрипкой и ангел, стоящий у неё за спиной...
"Ещё весной, когда я думала над тем, что хочу рассказать, услышала очень давнюю историю о том, как одна девочка (ныне серьёзный и вдохновляющий меня музыкант), не имея особых музыкальных данных, будучи совсем маленькой начала заниматься музыкой и буквально влюбилась в скрипку. Ей нравился не только звук, но и сама форма, фактура инструмента. Она даже на ночь укладывала её спать рядом с собой, настолько представляла её себе живой.
Меня тронула эта история, потому что я вдруг вспомнила себя, то, как я укладывала спать рядом с собой мною нарисованных принцесс, лошадок, слепленных из пластилина человечков, а иногда и новые, только что подаренные краски, кисти или другие "сокровища".
Так и появилась кукла - маленькая девочка, увлечённая и живущая музыкой, лицо и эмоцию которой я долго искала и смогла воплотить далеко не с первого раза. Пока она рождалась, я живо представляла и прямо слышала мелодию её души и звук скрипки, кукла оживала. И мне хотелось рассказать больше, поделиться своими чувствами, раскрыть её мир для зрителей. И тогда за её спиной появилась вторая кукла - ангел, который её сбережёт, сохранит во всех жизненных испытаниях, поможет не отступить и не сдаться, вдохновит на то, чтобы завораживать других своей музыкой. Этот образ тоже сложился не сразу, и несколько раз я была готова отказаться от этой идеи. Но всё же она появилась именно такой, как я себе и представляла. Зато, когда лицо и эмоция были найдены, кукла родилась как будто сама собой."
Татьяна Малушкина "Мелодия души" 2017 г. Living Doll, шёлк, старинное кружево, масляные краски, пастель, дерево, натуральный мохер, 50 и 85 см.
Так по - настоящему выполнены все мельчайшие детали, что остаётся только удивляться и восторгаться.
И ещё две композиции от Малушкиной.
Мне вот эта незнакомка в красном очень понравилась...
Татьяна Малушкина "Вечер" 2017 г. Living Doll, винтажный бархат, натуральный мохер, металлическая фурнитура, масляные краски, акрил, 50 см.
"Вечер, красивая музыка и незнакомка в красном... Притягательная тайна. Мне хотелось создать образ красивой завораживающей женщины, такой, на которую в реальной жизни хотелось бы любоваться. Я старалась передать не только внешнюю красоту, но и её мир. В её пространстве оказались изящные старинные предметы, для платья нашёлся винтажный тончайший шелковистый бархат, и кукла стала разговаривать со мной. Модница долго наряжалась, переодевалась, не соглашаясь выйти в свет абы в чём. Задуманный наряд из мудрёного стал лаконичным, и её глаза заблестели ещё ярче... Здесь мне хочется, чтобы зритель пофантазировал сам, придумал ей историю, разгадал её тайну..."
"С этой куклой у меня связано много ассоциаций, прообразов, вдохновляющих и загадочных. Мы не похожи и потому рождалась она долго. Было очень интересно искать взгляд и эмоцию, старить ткани и создавать фактуры. Хотелось не допустить карнавальности, а создать жизненный бытовой образ, не совсем характерный для меня. Свободная и красивая женщина! Она чувствует себя царицей, что бы ни было надето. И даже в лохмотьях она притягивает к себе взглядом и силой. Она заворожит, а может, и обманет, расскажет судьбу или тысячу сказок..."
Что там? Театр? А там история одной милой старушки, которая с раннего детства очень хотела стать актрисой, но у неё был слишком тихий голос, поэтому она не могла осуществить свою мечту. И тем не менее всю свою жизнь она проработала в театре и даже после его закрытия ставила свои спектакли, в своём театре теней. Офелия. Из сказки - притчи Михаэля Энде "Театр теней Офелии", по которой поставлен спектакль в новокуйбышевском театре - студии "Грань"....
Светлана Бузницкая представила композицию "Мелодия белых ночей".
"Наверное, каждый из нас помнит с детства колыбельную:
"В сказке можно покататься
На луне,
И по радуге промчаться
На коне,
Со слонёнком подружиться
И поймать перо жар-птицы…"
Когда я была маленькой, слова эти манили меня, и я красочно представляла себе все эти приключения. Я рисовала лошадок, скачущих по радуге, и жар-птиц. И в этот раз мне захотелось пофантазировать и пригласить в этот мир взрослых и самых маленьких, ведь все мы любим добрые сказки. Как можно прокатиться на луне? Да как на качелях, конечно! Моя маленькая сказочная героиня уже спускается к кроватке, куда вот-вот уже ляжет малыш и увидит её во сне."
Эта феечка понравилась нам больше всех. Я бы и сама не отказалась от того, чтобы такая кукла раскачивалась на луне в моей спальне. Что уж говорить о Насте!
Татьяна Малушкина композиция "Сказка на ночь". 2017 г. Fimo, шёлк, натуральный мохер, масляные краски, пастель, папье - маше, 90 и 50 см.
Ещё одна очень понравившаяся Насте композиция "Мелодия души", тоже Малушкиной.
Девочка со скрипкой и ангел, стоящий у неё за спиной...
"Ещё весной, когда я думала над тем, что хочу рассказать, услышала очень давнюю историю о том, как одна девочка (ныне серьёзный и вдохновляющий меня музыкант), не имея особых музыкальных данных, будучи совсем маленькой начала заниматься музыкой и буквально влюбилась в скрипку. Ей нравился не только звук, но и сама форма, фактура инструмента. Она даже на ночь укладывала её спать рядом с собой, настолько представляла её себе живой.
Меня тронула эта история, потому что я вдруг вспомнила себя, то, как я укладывала спать рядом с собой мною нарисованных принцесс, лошадок, слепленных из пластилина человечков, а иногда и новые, только что подаренные краски, кисти или другие "сокровища".
Так и появилась кукла - маленькая девочка, увлечённая и живущая музыкой, лицо и эмоцию которой я долго искала и смогла воплотить далеко не с первого раза. Пока она рождалась, я живо представляла и прямо слышала мелодию её души и звук скрипки, кукла оживала. И мне хотелось рассказать больше, поделиться своими чувствами, раскрыть её мир для зрителей. И тогда за её спиной появилась вторая кукла - ангел, который её сбережёт, сохранит во всех жизненных испытаниях, поможет не отступить и не сдаться, вдохновит на то, чтобы завораживать других своей музыкой. Этот образ тоже сложился не сразу, и несколько раз я была готова отказаться от этой идеи. Но всё же она появилась именно такой, как я себе и представляла. Зато, когда лицо и эмоция были найдены, кукла родилась как будто сама собой."
Татьяна Малушкина "Мелодия души" 2017 г. Living Doll, шёлк, старинное кружево, масляные краски, пастель, дерево, натуральный мохер, 50 и 85 см.
Так по - настоящему выполнены все мельчайшие детали, что остаётся только удивляться и восторгаться.
И ещё две композиции от Малушкиной.
Мне вот эта незнакомка в красном очень понравилась...
Татьяна Малушкина "Вечер" 2017 г. Living Doll, винтажный бархат, натуральный мохер, металлическая фурнитура, масляные краски, акрил, 50 см.
"Вечер, красивая музыка и незнакомка в красном... Притягательная тайна. Мне хотелось создать образ красивой завораживающей женщины, такой, на которую в реальной жизни хотелось бы любоваться. Я старалась передать не только внешнюю красоту, но и её мир. В её пространстве оказались изящные старинные предметы, для платья нашёлся винтажный тончайший шелковистый бархат, и кукла стала разговаривать со мной. Модница долго наряжалась, переодевалась, не соглашаясь выйти в свет абы в чём. Задуманный наряд из мудрёного стал лаконичным, и её глаза заблестели ещё ярче... Здесь мне хочется, чтобы зритель пофантазировал сам, придумал ей историю, разгадал её тайну..."
Но и цыганка тоже хороша!
Татьяна Малушкина "Позолоти ручку" 2017 г. Living Doll, хлопок, масляные краски, 40 см.
"С этой куклой у меня связано много ассоциаций, прообразов, вдохновляющих и загадочных. Мы не похожи и потому рождалась она долго. Было очень интересно искать взгляд и эмоцию, старить ткани и создавать фактуры. Хотелось не допустить карнавальности, а создать жизненный бытовой образ, не совсем характерный для меня. Свободная и красивая женщина! Она чувствует себя царицей, что бы ни было надето. И даже в лохмотьях она притягивает к себе взглядом и силой. Она заворожит, а может, и обманет, расскажет судьбу или тысячу сказок..."
На следующей двери мы видим такие буклеты:
Алиса Якиманская "Офелия" из спектакля по сказке - притче Михаэля Энде "Театр теней Офелии"
"Это сказка-притча, написанная писателем Михаэлем Энде, знаменитым в Европе и мало известным в России. Три года назад режиссёр театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе дал мне её почитать. Сказка мне очень понравилась, но я не увидела героиню. Спустя время ко мне пришла актриса театра и опять принесла эту сказку. Мы начали придумывать. А режиссер сказал: "В этой сказке участвуют тени, я хочу, чтобы это были тени твоих кукол". И всё сразу пошло быстро. Саму Офелию я делала в последнюю очередь. Образ был для меня далёкий и непонятный. Пока вдруг в интернете я не увидела совершенно незнакомую мне бабулечку. С тех пор все в этой кукле узнают свою бабушку. Это какой-то собирательный образ. Уверена, что в старости буду такой же."
Здесь же художница представила сценографию к спектаклю, целый сказочный городок, запорошенный снегом.
.
Идём дальше. Следующая дверь.
"Я никогда не была в Санкт - Петербурге, не видела белых ночей. Но в этот город влюбилась заочно. Когда я ещё была маленькой, к нам в гости приезжала знакомая моей бабушки, коренная ленинградка. Она была странная, как мне тогда казалось. Это сейчас я понимаю, что она была именно такой, какими бывают коренные ленинградки - интеллигентной, неторопливой, несуетливой и даже где - то наивной, как ребёнок. К сожалению, её имени я уже не помню. Она рассказывала про свой город. Я уже тогда поняла, что это какой - то необыкновенный город. Он завораживает и восхищает. Архитектура, мосты, набережные, ворота и ограды города - всё это для меня, как застывшая мелодия. В своей кукле "Мелодия белых ночей" я хотела передать своё ощущение этого города, то, как этот город "звучит" для меня. "
Вспомнившаяся из детства бабушкина ленинградская подруга и вот она, особая атмосфера и соответствующий декор. Старая лампа на деревянном столике, чайник, засохшие цветы в стеклянной вазе на полочке и везде - марлевая паутина...
Следующая дверь... Что там, за ней?
Следующая дверь... Что там, за ней?
Наталья Аказина "Тыковка" и "Кабачок".
Эти герои появились благодаря сказке, Наталья изобразила в выставочном пространстве чердак, где раньше жила Золушка. Там до сих пор все предметы напоминают о ней: соломенная подстилка, старые корзины, керосиновая лампа и две собачки с печальными глазами, которые были когда - то обыкновенными тыковкой и кабачком...
"Все мы, конечно, знаем сказку о Золушке, в которой рассказывается, как фея и её помощник помогли Золушке попасть на бал. Фея превратила тыкву в карету, мышей в коня, а крысу в кучера. Появилось у Золушки и красивое платье с длинным шлейфом. А чтобы шлейф не волочился по земле, кому - то нужно было его нести. Тут добрый и догадливый помощник феи - крёстной сбегал в огород и принёс кабачок и небольшую тыковку, которые были превращены в маленьких собачек. На бал, конечно, нельзя идти без красивой одежды, поэтому со взмахом волшебной палочки у маленьких помощников появились наряды. И гордые, подняв шлейф, они сопроводили Золушку в карету, ведь они очень любили её за доброту и заботу и хотели отплатить ей тем же. С возвращением домой всё стало прежним: карета - тыквой, кони - мышами, кучер - крысой. Но только маленькие собачки Тыковка и Кабачок остались прежними, потому что помощник феи - крёстной только ещё учился. Собачки стали жить у Золушки. Они вели себя тихо - тихо, чтобы у хозяйки из - за них не было неприятностей. А когда принц нашёл свою возлюбленную и увёз во дворец, Тыковка и Кабачок остались жить на чердаке. Они и по сей день там, можете заглянуть."
И композиции - метафоры воспоминаний, чувств, состояний Натальи Стукаловой. На двери в эту часть экспозиции так и написано: "здесь живут воспоминания"...
Феи с крыльями бабочки... То состояние, когда в голове много мыслей, проектов, а хочется легкости...
"Для меня ценны воспоминания, которые дают подпитку, дают возможность дальше двигаться и тепло внутри себя. Их хочется хранить и доставать из копилки памяти. Это драгоценные моменты. Это может быть взгляд, слово, запах, вещь или состояние. Это могут быть те волшебные пять минут до наступления нового года..."
Наталья Стукалова композиция "Прятки"
"Я помню это ощущение невероятного счастья и радости, когда со своими детками, когда они еще были маленькими, играла в прятки. Они так смешно прячутся: просто за тюль или закрывают глаза ладошками, а ты делаешь вид, что, действительно, малыша не видишь..."
На прошлой выставке у Стукаловой, кстати, тоже была композиция, связанная с темой пряток): почему люди носят маски - это желание спрятаться или...
Вот такие разные реальности - нереальности, заключенные в одном пространстве: пространстве старого дома. Прекрасные, удивительные куклы, у каждой своя история и свои эмоции...
Старый дом... То место, которое притягивает, придаёт силы, где хранятся воспоминания...
И атмосфера... Её не могут передать фотографии, но глядя на них, мы снова как бы оказываемся там и слышим музыку Арсения Плаксина, написанную для спектакля "Театр теней Офелии", в которой звучит ожидание встречи со сказкой…