Всё началось с того, что моя дочка увидела в интернете роспись по камню. Бывает так, что я занята своими делами, а она открывает странички разных блогов, рукодельных и творческих, находит там какие - то идеи, смотрит мастер - классы. Вдохновляется. И вот, вдохновившись, решила тоже расписать камни. С красивыми камнями у нас проблема, но более - менее подходящие папа ей нашёл и Настя приступила к делу. Получились у неё вот такие симпатичные котята.
Когда к Насте пришли подружки, она похвасталась своими котами и сказала, что в интернете видела очень красиво расписанные камни и они там даже продаются. Через некоторое время я увидела увлечённых девчонок. Они натащили камней самых разных размеров и начали что - то рисовать на них. Как оказалось, девочки задумали раскрашивать камни и продавать их через интернет!
Ну для того, чтобы продавать, нужно всё - таки учиться сначала, а камни красивые нам пока
и на даче не помешают (правда, где и как мы их будем использовать, я пока не знаю сама, может, кто советами поделится). На том и порешили. Каждая захотела взять на свою дачу хотя бы по парочке раскрашенных собственноручно камней. Я была не против, и девочки с ещё бОльшим энтузиазмом взялись за дело. Краски, наверное, не совсем подходящие для камней, - обычные акварельные, да и тех уже мало (не рассчитывала я на такое творчество!), но мне так понравился их настрой, их желание сотворить что - то нужное! Я начала фотографировать своих художниц и сразу подумала о пятничном ритуале: мгновения показались мне именно такими, которые хочется сохранить и запомнить.
Но идиллия продолжалась недолго...
Ну для того, чтобы продавать, нужно всё - таки учиться сначала, а камни красивые нам пока
и на даче не помешают (правда, где и как мы их будем использовать, я пока не знаю сама, может, кто советами поделится). На том и порешили. Каждая захотела взять на свою дачу хотя бы по парочке раскрашенных собственноручно камней. Я была не против, и девочки с ещё бОльшим энтузиазмом взялись за дело. Краски, наверное, не совсем подходящие для камней, - обычные акварельные, да и тех уже мало (не рассчитывала я на такое творчество!), но мне так понравился их настрой, их желание сотворить что - то нужное! Я начала фотографировать своих художниц и сразу подумала о пятничном ритуале: мгновения показались мне именно такими, которые хочется сохранить и запомнить.
Но идиллия продолжалась недолго...
Я даже была в некотором замешательстве, когда выбирала фото для МГНОВЕНЬЯ, стоит ли? Но потом я решила: стоит! Ведь это моменты, которые ценны для меня, а для меня они всё - таки именно такие, хотя неприятный осадок остался, конечно.
Не от момента, от отношения к нему другого человека...
Когда одна из девочек, радостная и счастливая, побежала со своим камушком к родителям, а потом вернулась с ним же назад расстроеннная, я, честное слово, расстроилась вместе с ней.
Родители ей сказали: "Нечего заниматься глупостями, лучше книжку бы почитала!"
Остальные девочки были тоже огорчены (что, правда, мы занимаемся глупостями?) и тут же побежали узнать, что думают их родители на этот счёт.
Глупостями никто больше их затею не назвал, но и особого восторга не выказал:
-"Да, красиво, но нам не нужно, пусть останется у тёти Жени".
Смотрю, приуныли девчата, и как ни старалась я их немного приободрить, камни они свои забросили. Творческое вдохновение улетучилось. Лежат теперь у нас на даче камушки недораскрашенные.
Разговор с мамой той девочки меня и опечалил, и озадачил. Она считает, что от всех занятий должна быть польза. А от раскраски наших камней только грязь, и что с ними делать прикажете? И вообще все эти "сюси - пуси" по поводу разных детских поделок, - такая ерунда, как можно говорить, что это красиво, ведь на самом - то деле некрасиво совсем, зачем врать ребёнку?
А я - то и не вру совсем, когда восхищаюсь очередной совсем неидеальной поделкой дочки или другого ребёнка. Мне реально нравится! И нравится именно неидеальное, но сделанное самим ребёнком!
Такая вот история...
Такая вот история...
Конечно, самое ценное - восторг творчества.За чужих детей не стоит расстраиваться -сердце надрывать, ну, что поделаешь, очень мало родителей ценят порывы своих детей. Прекрасно помню свою мамулю, которая знай критиковала всё, что я делала, ни помню ни одной похвалы.Из добрых побуждений, наверное.А камушки если покрыть лаком, можно использовать на улице.Выложить дорожку сказок, например.Они ведь нарисовали разные картинки. Встретились 2 котёнка и полетели на воздушном шаре.Куда? В фиолетовую страну- я видела фиолетовый камешек.Обязательно придумайте что-нибудь, иначе победят те, кто превращают сказку в серые будни.
ОтветитьУдалитьЮля, сделаем что - нибудь обязательно, и спасибо за идею. Я уже тоже думала об этом, а Насте ваша история про котят понравилась, кое - что она немного переделала, кое - что придумала сама - будем реализовывать. Надо же, какая мама у вас была. Но, несмотря на её критику и отсутствие похвалы с её стороны, сказка всё же присутствует сейчас в вашей с дочкой жизни, видно, что вы гордитесь ею, а она у вас умничка!
Удалитьне могу сказать, что ГОРЖУСЬ своими детьми.Я люблю их очень такими, какие они есть.Мы же не для того занимаемся с детьми, чтоб похвастать на весь свет, какие они суперспособные. (А про пользу - Простоквашино вспомнилось. От этой картины большая польза, она дырку на обоях загораживает.)
УдалитьЮля, конечно же, мы занимаемся с детьми не для того, чтобы ими хвастать, я вот даже не могу про себя сказать, что я специально чем - то занимаюсь с дочкой, мы просто живём и вместе творим то, что нам интересно, а в последнее время она уже и самостоятельно может что - нибудь сотворить, что меня очень радует.
УдалитьА мама ваша ведь вас тоже любила, и критиковала, вернее всего, действительно из лучших побуждений, как вы сами заметили. То есть она вас любила, но гордиться вами такой, какая вы есть, не совсем могла и поэтому хотела, чтобы дочка была лучше, чем есть. И когда я писала, что вы сейчас гордитесь своей дочкой, я как раз и имела в виду, что вы ею гордитесь именно такой, какая она есть. Возможно, это только моя личная интерпретация слова гордиться, но я воспринимаю его именно так, а не в смысле важничать, хвастаться чем - то. Когда я говорю, что горжусь своими детьми, я тоже имею в виду именно это. Я их очень люблю такими, какие они есть, я горжусь ими такими, какие они есть, не пытаясь их переделать под какие - либо стереотипы и уважая их мнение.
Про Простоквашино вы вспомнили - улыбнуло.
Как я вас понимаю! Работая с детьми, приходится видеть таких родителей очень часто. То, что Вы делали с детьми называется умным словом арттерапия - терапия души, а творчество - это лекарство от многих недугов. Жаль, что не все родители это понимают. Часто приходится видеть, что ножницы, краски, гуашь - это роскошь для современных детей - только в садике можно ими пользоваться, а дома - это очень неудобно родителям.
ОтветитьУдалитьАлёна, а я не понимаю, как в доме, где есть ребёнок, может не быть красок, бумаги для рисования и других нужных для детского творчества вещей? Да, это не всегда удобно, часто возникает беспорядок, все детские поделки занимают много места, но я просто не представляю, как можно без этого? И, честно, таких родителей, как эта мама, я раньше не встречала, поэтому была так удивлена. Арт-терапия - какое слово красивое, мне нравится! Да, жалко, конечно, что не все понимают, как это здорово - творчество!
Удалитьздесь можно сказать, что мама эта ничего не понимает. Ведь если детям нравится, они увлечены и полностью захвачены процессом, это так здорово! Как бы мама вообще от всего творческого и фантазийного девочку не отвернула. Возможно, таким родителям надо вкладывать в уши информацию, что это не просто поделки, а как заметила Алена арт-терапия. Иногда родители слышат "умные" слова и притихают. Хотя какая разница, как это называется, главное, детский восторг!
ОтветитьУдалитьТаня, в этом случае, я думаю, и умные слова не помогут, а цель мамы - как раз и отвернуть дочку от всего творческого и фантазийного, ведь, по её мнению, сказки и фантазии - это вообще зло, нужно жить реальной жизнью, а не фантазировать.
УдалитьУжас какие мамаши, про силу поощрения, похоже, не слышали. И про развитие нестандартного мышления, и вообще, про пользу творчества. Работы детей всегда прекрасны.
ОтветитьУдалитьНедавно читала про 13-летнюю девочку, которая создала свой бренд экологичной одежды. Вряд ли ее родители считали это глупостями. Но законсервированным самарским мещанкам не понять, что поистине ценится и "полезно" в современном мире. Потом локти будут кусать, когда креативные, не забитые такими ошибочными мнениями девочки-сверстницы начнут и правда деньги делать на таких вот "глупостях".
Надеюсь, Настенин энтузиазм не поубавился? Пусть знакомится с самарскими реалиями и учится твердо отстаивать свои взгляды. Готовтесь, скоро и сверстницы будут мамам вторить.
Ха, Самара, чё! )))))
Ну и круто ты с Самарой! Здесь, как и везде, люди разные, и мамы разные тоже. Я вот, наоборот, больше гораздо знаю таких родителей, которые радуются творческим успехам своих детей, пытаются развивать именно их нестандартное мышление, что - то вместе с детьми придумывают и выдумывают.
УдалитьА у Настёны, нет, энтузиазма не убавилось, и взгляды свои отстаивать она уже учится.
Купите акриловые краски. Акварельными с ума сойдешь рисовать на таких поверхностях.
ОтветитьУдалитьМне кажется, Настя может рисовать чем угодно и на чём только можно. (Вот сейчас рисует вареньем на бумаге))) Рисование на камнях возникло у неё спонтанно и девочек увлекла тут же, а красок подходящих не оказалось. Сейчас камни покрываем лаком, а по лаку гуашью нормально рисуется, доделывает понемногу то, что в прошлый раз недорисовалось.
УдалитьНдаа, жаль девчушек. Потом родители удивляются, откуда у ребенка такая неуверенность в своих силах, откуда комплексы? А ноги-то отсюда растут.
ОтветитьУдалитьЯ вот задумалась. Какая польза? А хотя бы такая польза, что после этого занятия глаза девочки сияют и светятся, а вот какую пользу мама принесла своим умным замечанием? То, что глаза ребенка потухли и настроение испортилось? И еще возник вопрос - а сама она все делает для пользы? Ей-то, конечно, кажется, что да. Но она же явно смотрит телевизор - зачем? Какая польза? Ходит в кино? Зачем? Ест мороженое-пирожное? Какая польза? От пирожных даже вред может быть.... А то у нас почему-то любят занятия творчеством называть бесполезными, а вот о других аспектах (кстати более бесполезных) не задумываются. Ей бы книжку Елены Макаровой подсунуть)) Вот там объясняется как, зачем и почему нужно творить и хвалить ребенка. Но, боюсь, не будет она читать((
А вы, Евгения, молодчина! А камушки в саду точно пригодятся!)) Хоть дорожку выложить, хоть клумбу обложить.
Женя, то, что глаза девочки сияют и светятся, этой маме, наверное, неважно. Зато, может быть, эта девочка лишний раз не придёт больше к нам, чтобы поднабраться крамольных, с её точки зрения, идей. Насчёт того, всё ли она сама делает для пользы... не знаю, но она вся такая реальная- материальная...
УдалитьКнижку читать точно не будет(( А что за книжка, как называется? Я сама бы почитала с удовольствием.
И спасибо большое за слова поддержки, у меня был такой момент, даже сомнение зародилось, может, действительно, в какой то степени она права, а я отстаю от жизни, в которой нет места фантазиям, а главные ценности - совсем другие?
Евгения, бросьте! Вы как раз нужное и важное дело делаете - залечиваете ранки в душе у девочек после вот таких выпадов. А книжка Лены Макаровой "Как вылепить отфыркивание". В 3 томах. (можете поискать в инете - где-то они были выложены для ознакомления). Почитайте - вам точно понравится!
УдалитьА про реальность, это все кажется на первый взгляд (ну мне тоже так кажется))). я же не зря примеры написала. Не думаю, что она каждый раз задумывается - съесть ли мне кусок торта и что мне от этого будет полезного... А если даже так -жаль ее. Так себе жизнь обеднять.
Название какое! Обязательно найду и почитаю, спасибо, Женя. А Настя, кстати, магнитик уже сделала, нарисовала зайца на бумаге и приклеила, висит на холодильнике сейчас. Пластин магнитных мы пока не нашли, но у нас оказался магнитик ненужный (раздавали во время предвыборочной кампании), вот он и пригодился. Так что еще раз спасибо за идею интересную!
УдалитьЕвгения, ещё вчера прочитала статью на телефоне. Не смогла ответить.
ОтветитьУдалитьНемного шокирована ситуацией. Не привычно, может даже дико слышать о такое реакции родителей. Потому что общаюсь с мамами, которые заинтересованы в Всестороннем развитии детей. Но не все читают "правильные" статьи, общаются с творческими людьми. Не думаю, что они меньше любят своих детей, просто не считают это нужным. С ними маленькими никто не занимался и они не знают, что так нужно.
Может не впервые пишу, что Насте повезло с такой любящей, творческой, внимательной и прогрессивной мамой! Хорошо, что Вы пофотографировали. Это прекрасные моменты, когда детки поглощены творчеством. Мне самой захотелося привлечь сынишку к чему-нибуть-эдакому :-)))
Вот мне повезло, в детстве мама водила моей рукой с кисточкой по бумаге, учила рисовать. Я теперь, став мамой, понимаю. Важно сначала ребёнку показать как что-то делать, лепить, считать, складать, рисовать. Чтоб он уже имея навыки, мог самостоятельно продолжать. Мы с сестрой очень любили рисовать. Нам всегда для этого создавали родители условия. В художественную школу водили. До сих пор есть запасы цветных карандашей. Ой, даже вспомнила. Перед Новым годом, мама на окне рисовала нам гуашью ветку ёлки с игрушками, снеговика.
Так что творите и дальше, рассказывайте нам, а мы будем очередной раз восхищаться. Привлекайте соседских девочек, будьте для них творческим наставником. А родителям отчитываться необязательно. Можно создать свою совместную галерею работ у Вас. Подростут, оценят.
Юля, и я была и удивлена, и шокирована, и сомневаться даже начала! Эмоций было море! Я тоже знаю очень много родителей, которые стараются именно всесторонне развивать своих детей, поэтому как - то необычно показалось поведение этой мамы. Про галерею совместных работ - хорошая идея. Рисуют часто у нас все подружки вместе. И, кстати, рисунки этой девочки у нас остаются, я ещё думала раньше: почему она не хочет взять их и показать родителям?
УдалитьЯ тоже помню, как с мамой рисовали в детстве. Почему - то очень хорошо запомнила, как она учила рисовать домик и берёзку. Вот вижу очень ясно и домик, который она рисовала, и берёзку её. Приятно вспоминать.
Прочитала вчера этот пост и задумалась... Откуда это неуважение и пренебрежение к детскому творчеству? А, думаю, опять - болезнь потребительства. "Надо - не надо", "полезно- не полезно" "а зачем?". А ещё болезнь идеального: в моём доме всё только самое лучшее, от лучших производителей и самых фирменных брендов. При такой установке и при таком соседстве детсикм работам живётся нелегко.
ОтветитьУдалитьСлушаю себя внимательно: да, мне как правило не нравятся покупные творческие наборы. То есть не то чтобы не нравятся, нравятся - просто вот такие работы интересны только самим процессом (если вообще интересны), в них нет творческого начала, нет самого ребёнка, только его аккуратность, усидчивость, развитость умений (что там ещё?). И как-то на стенку и на полку они не просятся, как правило. Видимо, их функция вот так проста.
Да, при всей радости за дочкино любое творчество, гордости за неё и восхищении, найдётся место и для творческого роста - для деликатного совета, для предложения какого-то неизвестного дочке способа решения творческой задачи. И для критики тоже! Одно другому не помеха, когда с любовью и уважением, наоборот. Так что мамочки эти что-то путают, рассуждая про "правду" и "врать ребёнку".
В голове не укладывается, если честно. Так "рубануть" по живому - это постараться нужно. Очень-очень жаль...
Ох, Юля, ты, как всегда, очень верно заметила. И про болезнь потребительства, и про болезнь идеального. И, мне кажется, всё больше и больше человечество заражается ими.
УдалитьЯ уверена, что у этих родителей аналогичная позиция и к своему творчеству, точнее, отсутствию его))) объяснила бы детям, что некоторые взрослые боятся дать волю своему вдохновению, может быть им в детстве запрещали вот так проводить время или детство было таким трудным, что все силы уходили на проживание-пропитание и больше ни на что сил не оставалось. поэтому такие взрослые просто не понимают, как можно заниматься чем-то просто приносящим радость :) и не надо обижаться на такие слова, можно просто посочувствовать или постараться понять, что бывают разные точки зрения, мнения на счет творчества.
ОтветитьУдалитьмы собираемся камни раскрашивать, пока денег нет на акриловые краски - стройка все лето финансы требовала))
У нас тоже стройка всё лето на даче, и причём уже не первое, и, наверное, не последнее)))Камни ваши посмотреть было бы интересно, покажите их нам потом обязательно.
УдалитьЛюдям, не понимающим, как можно заниматься чем - то, просто приносящим радость, я всегда именно сочувствую, обижаться - нет, обида вообще чувство, не приносящее ничего хорошего. Но несколько дней всё же я ходила под впечатлением, слишком безапелляционно, не терпящим возражений тоном было заявлено, что мало того, что сами занимаемся глупостями, так ещё и их ребёнка сбиваем с пути истинного.
люди нашего времени больны настроем на результат и производительность. мы забываем, о чем мечтаем, от чего получаем удовольствие! Для многих современных родителей обучение важные игры. Увы! продолжайте играть! рисуйте на камнях и получайте удовольствие и радость от простых вещей!
ОтветитьУдалитьИменно обучение, и чтобы результат, и чтобы похвастаться: "А мы уже читаем, решаем..." И чем раньше, тем лучше. Если в игре и интересно ребёнку - другое дело, а вот когда трёхлетнего ребёнка каждый день СПЕЦИАЛЬНО усаживают и ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься - не понимаю, честное слово!Но это, конечно, лично моё мнение. Поэтому мы продолжаем играть и получать радость от всего прекрасного, что нас окружает.
УдалитьПриходя за дочкой в детский сад, тоже не раз сталкивалась с тем, что дети бежали со своими рисунками к родителям, а они равнодушно убирали их на кабинку, поторапливая детей собираться домой.
ОтветитьУдалитьМне всегда безумно жалко таких малышей, ведь действительно огонек в глазах сразу потух и желание что-то другое творить полностью исчезало.
С детским садом знакомо! А ещё часто и так бывает, что рисунок не убирается сразу, а рассматривается и тут же выдаётся куча критики: - А солнце почему такое? Неправильно - нужно так - то и так - то, и облако нужно по - другому, и всё в таком духе. При других детях и родителях, мне всегда неловко становится, стараюсь обязательно похвалить рисунок такого ребёнка, например, сказать: Ой, а мне нравится такое солнышко, необычное, и такого больше нет ни у кого. А Настя ещё добавить может "креативно", очень слово это ей нравится. И ведь родители хорошие, и детей любят, а вот получается так почему - то, где - то устали, где - то не подумали, где - то считают, что так действуют из лучших побуждений. А огонёк в глазах детей потухает... Критика нужна, конечно, но - с уважением и очень - очень бережно, как выше Юля уже писала.
УдалитьОй, как огорчил ваш рассказ про маму эту... У меня мама такая. Она тоже считала что либо красиво, либо нет... Самое лучшее что у меня выходило - это мило. А уж если где то после работы обнаруживалась грязь, то все это мило уничтожалось грозной критикой за грязь. Чистота - вот это здорово. А все эти веточки, камешки, цветочки - грязь... Обидно за таких людей... Но этим детям повезло, вы можете сказать им другую точку зрения отличную от маминой и это здорово. А есть ведь те, у которых только равнодушие родителей...
ОтветитьУдалитьКсюша, а мне интересно, с такой мамой, которая рьяно приучала вас к чистоте, вы какой выросли? У вас идеальный порядок всегда должен быть, наверное. Мама же этого хотела. Или, как и у многих - по разному? У нас беспорядок творческий каждый день имеется, и не всегда успеваем убирать всё на место. Я по этому поводу не заморачиваюсь, конечно, но иногда мысли посещают: надо бы как - то дочь, и себя в первую очередь)))поактивнее приучать к порядку.
УдалитьДа, грустно стало от прочтения вашей истории. И, к сожелению, это очень частая реакция родителей. Правильно девочки сказали, в мире процветает акцент на достижение и результат. И хуже всего от этого детям, постепенно, они перестают чувствовать момент, начинают жить будущим, думать о вещах, да и просто у них закрывается желание творить. А в голове поселяется мысль: "Я не умею".
ОтветитьУдалитьЖаль, что такие посты больше читают другие родители, не те о которых вы написали..
Да, Ксения, комментируют, а значит, можно сделать вывод, что и читают, именно другие родители. Тем, кому не интересно творчество в любых его проявлениях, не интересны и рассуждения - обсуждения на эти темы.
УдалитьРодители почему-то часто уверены, что знают, как надо. Неуважение, и обидно, и грустно, конечно. А вы, молодец, потому что и сами свободно пробуете и Настю поддерживаете. Хоть восковыми мелками на емкости для воды, хоть акварелью на камнях!
ОтветитьУдалитьМы обычно пробуем всем, что под рукой оказывается)))
Удалить